История свадебной фаты гораздо древнее и богаче истории самого свадебного платья. Древнегреческие, а затем и римские невесты надевали для церемонии вуали жёлтого и красного цвета — как символ любви и послушания мужу. Часто девушки не просто покрывали голову, а укутывались фатой с головы до ног, чтобы спрятаться таким образом от постороннего дурного глаза.
В древней Европе браки в большинстве случаев заключались по сговору, и под фатой невесту прятали от жениха, чтобы тот до последнего не знал, как выглядит его суженая и не отказался от брака.
Фата или свадебный платок на Руси имели глубокий смысл. Что сохранилось от традиции украшать вуалью голову вступающей в брак женщины сегодня, зачем и в какой момент фату принято снимать и какие современные суеверия с ней связаны? Заглянем в будуар невесты.
Защитное покрывало
В Древней Руси невесты не просто плотной тканью покрывали голову, но и обязательно закрывали лицо. Славяне считали, что во время свадьбы невеста как бы «умирает», отрекается от прошлой своей, девичьей жизни, для семьи, в которой она родилась и выросла, и воскресает для новой жизни в новом статусе. Суженый девушки проходил во время обряда определенные церемонии для того, чтобы вернуть свою невесту из мира мёртвых, «оживлял» её для новой семьи с ним, для нового рода.
Покров закрывал голову и лицо невесты до того момента, пока она не становилась женой. После этого супруг снимал его с новобрачной, что и символизировало «воскрешение» в новом статусе — замужней женщины. Обычно после этого начинались свадебные праздничные гуляния.
Кроме того, практически у всех народов, в том числе и у славян, фата или платок являлись оберегами невинной, чистой девушки от чрезмерного внимания. Пока невеста ещё не стала женой, у неё как будто бы нет и защиты от будущего мужа и его семьи. Родные же не всегда брак одобряли, и чтобы ей в сердцах не пожелали самого страшного — отсутствия детей — девушка укрывалась под защитным покровом.
После свадьбы фату берегли и надёжно прятали, а разрешалось её достать только с рождением первенца. Люльку ребёнка укрывали тканью, чтобы оградить от тёмных сил. Имел такой балдахин и практический смысл — не пропускал громкие и пугающие младенца звуки и надоедливых насекомых.
Фата из занавески
В Средневековой Европе было модно украшать длинной вуалью остроконечные готические шляпы. Самые высокие головные уборы и самые длинные и богато украшенные вуали были у самых титулованных и благородных особ из родовитых семей. Фата расшивалась золотыми и серебряными нитями и нередко тянулась ещё на несколько метров от свадебного платья.
Такой, какой фату мы привыкли видеть сегодня — белоснежной и невесомой, — она стала примерно в XVIII веке. Кружева вошли в моду в это же время, когда ажурную вуаль надела на себя невеста Лоренса Льюиса, майора из близкого окружения президента Джорджа Вашингтона, Нелли Кастас (или Кутис). Якобы украсить таким образом фату девушка решила после того, как её будущий супруг невзначай увидел её изящный силуэт в окне за занавеской и восхитился ангельской красотой своей избранницы. Так это или нет — достоверно неизвестно, однако кружева стали самым распространенным убранством для невест по всему миру.
В ХХ веке фата стала короче и менее пышной. Такая мода была понятна в послевоенные годы повсеместной экономии и простоты. Но уже в конце столетия невесты снова смогли позволить себе выбирать короткую или длинную фату из кружева или других материалов. Разновидностей свадебной вуали стало великое множество. Её производство превратилось в отдельную промышленность.
Выбор у современной невесты огромен, и зачастую молодые девушки отказываются от фаты в пользу других головных уборов — венков, шляпок, диадем, считая кружевной покров пережитком прошлого. Однако большинство невест всё-таки предпочитает блюсти традиции предков и не только подбирают наряд в сочетании с фатой, но и следуют приметам, связанным со свадебной вуалью.
Суеверия и свадебная фата
Во время свадебной церемонии, проводимой согласно старинным обычаям, невесте снимают фату — после официального объявления её женой. Этот момент символизирует расставание с невинностью и готовность к материнству. Вместо невесомой белоснежной фаты на голову новобрачной надевается платок или косынка. По традиции вуаль с новоиспечённой жены должна снимать свекровь или же сам супруг.
Для этого муж усаживает девушку к себе на колени, а гости становятся рядом с горящими свечами. Свекровь снимает с новобрачной фату и шпильки, её скрепляющие, принимая таким образом новую хозяйку в свой дом. На голову молодой её мать надевает платок, что символизирует проводы новобрачной в счастливую благополучную замужнюю жизнь. Этот обряд также может совершить и сам супруг. Покрыв избранницу платком, муж целует её. Невеста обрела новый статус — законной жены.
Вокруг самого нежного свадебного убора сложилось множество суеверий. Например, считается важным сохранять фату после свадьбы, если это был первый брак и он не распался. Таким образом вуаль как бы выступает с функцией оберега, хранящего семейное счастье. Нельзя ни в коем случае надевать чужую фату на собственной свадьбе — иначе, как считают суеверные люди, невеста может повторить судьбу предыдущей владелицы фаты, и совсем не факт, что счастливую. Также категорически не рекомендуется давать мерить свой праздничный наряд перед свадьбой кому бы то ни было.
Накануне свадебного торжества нужно тщательно следить, чтобы вуаль не порвалась и не была испорчена даже на миллиметр. После свадьбы нельзя выкидывать или сжигать фату, но можно перешить её в наряд для ребёнка или куклу для него. Кроме того, по давней славянской традиции, можно использовать свадебную вуаль, когда родится ребёнок: укрывать ею коляску или сделать из неё балдахин, чтобы укрывать люльку-кроватку. Считается, что у фаты светлая энергетика, и она будет защищать младенца от сглаза.
0
Источник: