Какие особенности психического развития детей от года до полутора

Какие особенности психического развития детей от года до полутора

Все достижения ребенка второго года жизни подготавливались давно. Еще в последние месяцы первого года жизни ребенок переживает приятные чувства, когда ему уделяют внимание взрослые, когда он может сделать что-то сам, даже если эти попытки незаметно направлялись матерью. Малыш пытается повторить удачные опыты и отвергает другие, завершались неудачей. Например, если в результате падения погремушки она издает звуки, которые понравились ребенку (или малыш просто стучит им по столу), то он пытается повторить этот опыт или испытывает другие варианты, чтобы усилить эффект (лупит им по кастрюле или тазике - тогда звук еще громче !). Таким образом малыш устанавливает связь между причиной и следствием (эффектом). Таким образом у ребенка формируются суждения, которые отбирают удачные попытки.

Мы уже отмечали, как важно, чтобы ребенок вовремя усвоил понятие «нет». Обычно этот навык начинает формироваться с 15-го месяца (1 год 3 мес). Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок уже достаточно уверенно ходит, а, следовательно, становится слишком самостоятельным и даже храбрым, не понимая окружающих ему опасностей. Тут и начинают вводить это в полном смысле этого слова, спасительное понятие.

Если на какие-то попытки опасного действия ребенка мать говорит «нет» и качает при этом головой, то у ребенка начинает формироваться понимание жеста отказа. Это первая абстрактная идея, что кристаллизуется в мышлении ребенка. Стоит сказать, что мышление у детей - конкретно-предметное. Мы уже частично говорили об этом: если ребенку говорят, что это - чашка, то под чашкой она понимает именно эту конкретную чашку. И только потом слово «чашка» станет ассоциироваться у малыша со всеми цилиндрическими предметами с ручкой сбоку, из которых можно пить. Абстрактное же мышление - это прерогатива взрослых.

И вот, начиная с этого момента, ребенка уже можно воспитывать. При этом отказ или запрет должны использоваться разумно, без грубости и желательно с демонстрацией того, что могло бы произойти, если бы вы не остановили малыш вовремя. Например, ребенок хочет взять горячий чайник. Естественно, что вы запрещаете ей это делать. Но если не показать ребенку возможных последствий (поднесите руку ребенка к горячему чайнику, но прикасайтесь к нему так, чтобы она почувствовала сильное тепло, а затем отдернет ее - и скажите: «Горячо! Ой!»), То он может повторить попытку из любопытства или упрямства - и обожжется.

Естественно, что подвижность ребенка в этом возрасте, его интерес к окружающему миру, который она стремится удовлетворить всеми способами, может привести к опасным для него или окружающих последствий. Поэтому нередко приходится запрещать ребенку определенные действия. А поскольку в этом возрасте малыш уже начинает понимать запрет, то главное, что требуется от воспитателя, - это то, чтобы этих запретов было меньше и чтобы они не были бессмысленными. (Анекдот: «До 5 лет я вообще думал, что меня зовут« Замолчи»).

Ведь бесконечные стук и попустительство только нервируют ребенка, сбивают его с толку, и он уже не в состоянии понять, что можно, а чего нельзя. Прежде чем сказать «нет» или «нельзя», подумайте, а нельзя поставить тот же горячий чайник на высоту, недоступную ребенку, замкнуть шкафчики и ящички с лекарствами на замок и тому подобное.

Помните, в фильме «Место встречи изменить нельзя» Груздева рассуждает о том, к какому следователя инстинктивно тянется подозреваемый: «Если есть два следователя - грубый и злой, добрый и вежливый, то подозреваемый интуитивно таскается к следователю хорошего». Так и дети. Если мама постоянно кричит на малыша, бьет и ставит в угол, а папа или бабушка жалеют и все позволяют, то шансы мамы быть любой равны нулю.

Вот, например, один маленький мальчик постоянно ковырял стену, отковыривая кусочки белой глины, и даже пытался их есть.Мать сначала мягко пыталась запретить ему это делать, но ребенок продолжал заниматься тем же. Мать стала сердиться, потом даже кричать на него. Однако мальчик, хоть и боялся даже бежал от стены, но потом, оглядываясь и прячась, возвращался к тому самому месту - и продолжал ковырять стену. Мама в отчаянии, что не поборет непослушание сына, обратилась к знакомому педиатру.

Бывшие родители и грамотные читатели, конечно же, догадались, что сказал врач: ребенку не хватало в организме кальция! Растущему организму для построения костей и некоторых других тканей этот элемент крайне необходим. Поэтому врач посоветовал несколько пересмотреть меню ребенка, добавив в него продукты, насыщенные кальцием. Еще он посоветовал место, где ребенок ковыряла стену, оградить так, чтобы она не могла туда добраться. А в-третьих, просто следует попробовать отвлечь ребенка, если он таки упорно пытается добраться до «места преступления».

Или другой поучительный случай. Девочка, которой только исполнилось 1 год и 5 месяцев, подошла к шкафу, в замочной скважине которой торчал красивый блестящий ключик. Он был так хорош, что просто невозможно было не прикоснуться к нему. Девочка потянулась к нему, взяла его двумя пальчиками, но ключик выпал и упал. На этот звук в комнату вбежала мама. Увидев «непорядок», она начала кричать на ребенка и даже ударила ее по ручке. Дочь, естественно расплакалась.

На плач прибежала бабушка. Узнав, в чем дело, она стала успокаивать внучку, но не говоря ей всякие там «уси-пуси», а просто начала показывать ей яркую книжку с цветными картинками. После того как девочка успокоилась, бабушка поменяла книгу на игрушки - и пошла устраивать «разбор полета» с мамой (своей дочерью). О, мы не будем подслушивать их разговор, а только разберем ошибки, допущенные мама девочки. Во-первых, бить ребенка по рукам - совершенно недопустимо. Даже по ягодицам нельзя бить, а далеко - по рукам! Забудьте об этом методе наказание!

Во-вторых, сами посудите: «Ой, ключик хороший». Конечно, к нему очень хочется прикоснуться. Но если вы не хотите, чтобы ребенок касался его (и действительно, он может потеряться, ребенок может взять его в рот и проглотить и т.п.), то просто выньте его из замочной скважины и положите в такое место, откуда вы его сможете забрать в любое время, а ребенок не увидит - и получить его не сможет. И в-третьих, вы любите своего ребенка? Тогда почему вы набрасываетесь на нее, даже не разобравшись в том, должна ли она или нет?

Дети до двух лет отличаются очень большой любознательностью. их интересует все! Им совершенно недостаточно только посмотреть на предмет, их заинтересовал, им обязательно нужно прикоснуться к нему, потрогать, взять в рот. То есть понять его сущность. Ведь именно так они познают этот мир. А все возрастающая подвижность и ловкость позволяют добраться до этого предмета. При этом малыш иногда проявляет чудеса изобретательности. Например, можно залезть на стол.

Табурет или стул очень тяжелый. Но недалеко стоит чемодан с бельем из прачечной. Он тоже тяжелый. Но ребенок открывает ее, вынимает белье (естественно, бросив ее на пол) и уже пустой чемодан подтягивает к столу и залезает на него. Естественно, что такое поведение малыша вызовет раздражение взрослых. Но не нужно его за это наказывать, а тем более - бить! Попробуйте поставить себя на его место. Ведь в весе, по которой полез малыш на стол, стоят голубенькие, ароматные подснежники, которые в своей жизни он еще ни разу не видел! Лучше дайте ему понюхать их, погладить листочки, может, даже оторвать одну маленькую цветочек и размять ее в пальчиках. А потом объяснить, что гораздо проще позвать кого-нибудь из взрослых, чтобы он помог осуществить задуманное.

Чтобы предупредить нежелательные поступки и избежать частых запретов, нервничают ребенка нужно пытаться забрать все то, к чему она может добраться, если это что-то может разбиться или может быть опасным для ребенка, и постараться построить свой день так, чтобы малыш, находясь дома, не был оставлен один на один с собой. Побольше гуляйте с малышом на воздухе, а, вернувшись домой, играйте с ним. Если же вам необходимо сделать что-то по хозяйству, сделайте так, чтобы в это время ребенок спал.

Обеспечьте ей достаточное количество игрушек, соответствующих его возрасту и интересам. Никогда не давайте ему повода делать то, что потом вы будете ей запрещать. Например, не ставьте малыша на подоконник, чтобы он мог увидеть, что происходит на улице. Ваше отсутствие он может сам подняться на подоконник и выпасть из окна. Нельзя запрещать ребенку то, но при этом своей мимикой предполагать возможность непослушания. Например, вы говорите «нельзя», при этом улыбаясь. Ребенок, видя вашу улыбку, может понять вашу запрет как несерьезное и нарушит ее.

оценить материал:
(0 оценок)

Добавить комментарий


Это интересно

загрузка...