Что понимает ребенок в возрасте от года до полутора

Что понимает ребенок в возрасте от года до полутора

Овладение родного языка является для ребенка вторым важнейшим достижением. Обычно ребенок этого возраста еще незначительно понимает речи окружающих его людей, и это понимание еще слишком узкое и своеобразное. Словарь ребенка скорее обогащается после года, когда он, научившись ходить, встречается с все большим количеством предметов.

Обычно ребенок в 12 месяцев произносит 3-5 слов, из двух слогов («ма-ма», «ба-ба» и т.п.), а уже в 18 месяцев его словарный запас составляет около 20 слов. Таким образом, в развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, выкриков, отдельных слов ребенок переходит к образованию предложений из 2-3 и даже нескольких слов. Это и есть рождение присущего ребенку речи с самобытными искажениями и выдумками, что придает ей более широкие возможности самовыражения и формулировки вопросов. Чтобы обозначать тот или иной предмет, чтобы «понятие», ребенок должен их понимать.

Этап исследования и «завоевания» окружающего мира в значительной степени способствует развитию речи. Этому способствует и постоянное, разнообразное по форме общения ребенка со взрослыми. Например, если вы надеваете ребенка, то обязательно сопровождайте свои действия рассказом о том, что вы сейчас делаете: «Сейчас мы наденем рубашечку. Где рубашка? Принеси ее мне. А теперь наденем штанишки. Где штанишки? Принеси их ».

Выполняя такие простые задачи, ребенок упражняется в слушании и понимании слов и целых предложений. Малыш начинает вслушиваться в слова, которыми обозначаются предметы и действия с ними, и вскоре начинает понимать, какие предметы его окружают. Когда вы играете с ребенком, показывайте ей носик, глазки, чашку, ложку, учить его связывать определенные части тела или предметы с определенными звукосочетаниями. Это - первый шаг к настоящему пониманию слов, и когда в следующий раз вы спросите ребенка: «Что это? А это что? »- И малыш ответит, пусть и не совсем правильно или искажая слова, то вы должны повторить для него название предмета. Это и будет закреплением понятия.

Большую часть слов у детей до двух лет составляют имена - существительные. Очень часто одинаковым словом ребенок обозначает разные, хотя и схожие предметы. Например, слово «Шапа» - обозначает и шапку, и косынку, и колпак - то есть все, что одевается на голову, а слово «жижа» - горящая спичка, огонь, горящий уголь, горячую воду и т.д., хотя в нашем понимании «жижа» - это что-то жидкое.

Такие слова имеют очень расплывчатое значение и обозначают все предметы, имеющие какое-то общее, иногда совсем случайную признак, по мере того, как опыт обогащается, ребенок учится различать предметы и, соответственно, начинает более правильно употреблять слова. Так, например, одна девочка в 1 год и 9 месяцев четко различала мячик, шарик для игры в пинг-понг и воздушный шарик, хотя только 2-3 месяца назад мячиком называла все круглое.

Постепенно дети от отдельных слов переходят к предложениям. Сначала эти предложения состоят из двух (чуть позже - трех слов): «Мама. Карандашик» («Мама, вот карандаш») или«Тол кака!»(«Стол плохой»- после того, как малыш забился об угол стола). Естественно, что для того, чтобы ребенок заговорил предложениями, его словарный запас должен состоять из 30-60 слов.

Постепенно фразы становятся все длиннее, но состоят из отдельных слов, которые еще не совсем согласуются друг с другом: «Мацик снег бух» («Мальчик упал в снег»).

И только к концу второго года ребенок начинает изменять слова, в частности существительные, согласно падежей.

Таким образом от года до двух лет словарь ребенка быстро обогащается. И хотя это резкий рост количества произнесенных слов заметно колеблется у разных детей, все-таки в среднем этот рост - налицо. Например, если до конца первого года число слов, которые понимает ребенок, составляло около 30, а число произнесенных - единицы, то за 7-8 следующих месяцев число произносимые слова в среднем возрастает до 250.

Еще одна особенность в формировании понятий у детей заключается в том, что они запоминают названия какого-либо предметов (например, чашки) и считают, что так называется только этот конкретный предмет. А другие, хоть и похожи, называются иначе. (Таня (1 год 2 мес.) Хорошо знала свою чашечку - зелененькую, с белыми пятнышками. Все остальные чашки она с названием «чашка" не отождествляла. И только позже, когда это слово было ею усвоено, девочка научилась сочетать все чашки в одну группу.) Так ребенок учится сочетать предметы в категории и группы. Она учится выделять основные признаки предмета (форма чашки, ручка) и отвлекается от таких несущественных отличий, как цвет, размер, рисунок или узор.

Овладения языком имеет значение не только для умственного развития ребенка. Огромную роль овладения языком играет и в формировании первых моральных оценок. Уже с этого возраста у ребенка складывается отношение к хорошему и плохому, к прекрасного и безобразного. Именно из этих зародышевых отношений будут формироваться настоящие нравственные чувства: «Тьфу! Какие у тебя грязные ручки! их следует срочно вымыть »; «Нельзя есть конфеты перед едой!»

Дети, встречаясь с разным отношением взрослых к тем или иным явлениям, начинают понимать слова-оценки «хорошо» и «плохо». Причем они усваивают при этом и те интонации, и ту мимику, которые сопровождают эту оценку.

оценить материал:
(0 оценок)

Добавить комментарий


Мы рекомендуем

Это интересно

загрузка...