Что должно уметь ребенок в возрасте от года до полутора

Что должно уметь ребенок в возрасте от года до полутора

В конце первого - начале второго года жизни ребенок продолжает осваивать самостоятельную ходьбу. Некоторые дети, уже научившись ходить, продолжают ползать и после года и чтобы быстрее достичь своей цели, вместо того, чтобы побежать, опускаются на колени и быстро ползают, то есть «бегут» на четырех конечностях. При этом способы ползания совершенствуются и варьируются: отмечаются выпрямления головы и шеи, выпрямления рук и спины, одновременный поворот в противоположные стороны туловища и плеч, туловища и таза, дифференцированные движения плеч и рук, туловища, ног и таза. Освоены еще до года, эти движения начинают сочетаться и превращаться в новые двигательные навыки.

Некоторое время малыши продолжают ходить «боком». В возрасте 12-15 месяцев ребенок может уже не держаться за опору, но он еще не способен из такого положения вернуться назад, чтобы достать игрушку. Это станет возможным только в полтора года. Находясь в вертикальном положении, ребенок еще не в состоянии полностью выпрямить ноги, поэтому он стоит «животом вперед», а ноги его немного развернуты.
Чем устойчивее стоит ребенок, тем лучше развиты его ноги. Начинают свободно разгибаться бедра и колени, а в стопах формируется подошвенный изгиб. Благодаря этому появляется пяточно-пальцевая форма шага с начальной опорой на пятку, а затем на пальцы - так называемый «перекат».

Начиная с полутора лет, малыш начинает самостоятельно вставать из положения «на животе» и «на спине». Способ ходьбы становится более совершенным: малыш уже не разводит широко свои ноги. Руки, которые раньше ребенок поднимал до уровня плеч, пытаясь ухватиться за окружающие предметы, чтобы подстраховать себя, теперь опущены вдоль туловища.

Основным способом познания мира для ребенка остается игра. Для этого малыш манипулирует с различными предметами. Он брал их в руки и раньше, но теперь, в начале второго года жизни, эти действия с предметами (игрушками, посудой, предметами домашнего обихода) стали более разнообразными и получили другого качества. Теперь действия с ними осуществляются не только с помощью рук и глаз.

Немалую участвуют шея, корпус и особенно ноги. Ведь теперь к интересному предмету можно подойти.
В возрасте от года до полутора ребенок начинает ощупывать, переворачивать, трясти, разбирать, разъединять, а затем соединять предметы. Малыш переносит их с места на место, будто проверяя, где они лучше выглядеть. Он может греметь ими, особенно если при ударе предметы издают мелодичный звук. В этот период дети начинают учиться бросать и ловить мяч.

Ребенок, начиная с первых месяцев второго года жизни, пытается, и не без успеха, сдвигать мебель. Малыш может достаточно долго толкать по кухне табуретку или стул, выдвигать их из-под стола, снова запихивать, двигать их в комнату или передвигаться с предметом по всей квартире. При этом нужно следить, чтобы табуретка, упав, не прибила его самого. Малыш может возить на веревочке машинку, перевозить ее с места на место, прятать под кровать или в шкаф и тому подобное.

Такая двигательная активность имеет огромное значение для развития моторики, для выработки точности и согласованности ее движений, подчинение работы рук и ног контроля глаза, более точной координации. Все сформированные в этот период навыки приводят к развитию устойчивости внимания ребенка, точности его восприятия, к развитию его волевых усилий.

Если раньше ребенок сидел на руках у матери или в кроватке и видел все предметы непосредственно перед собой, не видя их с другой стороны, то, начав ходить, он обходит их с других сторон, знакомясь с их величиной, познавая объемность предметов. Когда дети начинают ходить, они знакомятся с расстоянием и с направлением, в котором совершают свои движения.

Научившись ходить по комнате, а потом выходить и за ее пределы, ребенок постоянно наталкивается на трудности, на неожиданные препятствия, которые он вынужден преодолевать - это задача, с которыми он справиться. Например, малыш тянет за собой швабру, вдруг зацепилась за ножку стола, но он этого не видит и продолжает тянуть ее, дергать. И если швабра не поддается, ребенок начинает просить у взрослых помощи. Наблюдая за тем, как взрослый освобождает швабру, ребенок учится находить причину возникновения проблемы, а главное - находить выход из сложившейся ситуации. Таким образом развиваются начальные формы мышления. Эта форма мышления называется «мышления руками», и она крайне необходима для дальнейшего умственного развития ребенка.

Ребенок захотел получить с высокой полки машинку. Для этого ей нужно подставить табуретку, залезть на нее - и только после этого схватить желанную игрушку. Малыш подставляет табуретку, забирается на нее, но оказывается, что табуретка стоит слишком далеко от полки и получить машинку он не может. Тогда малыш слезает с табуретки, передвигает ее ближе, снова залезает на нее - и только после этого получает желаемую игрушку. Таким образом ребенок учится достигать своей цели, а это развивает его самостоятельность и настойчивость. Ваша задача при этом - следить за тем, чтобы достижения цели не было опасным для ребенка, но в то же время важно побуждать малыша к таких усилий.

По мере совершенствования движений развивается и тонкая моторика. Ребенок становится более ловким! Он уже может принимать пальцами мелкие предметы, разбирать на части мамину бижутерию, открывать крышки флаконов с лекарствами и тому подобное. И вот это уже становится опасным. Тем более, что все это тянется ко рту, поскольку рот все еще остается органом познания. Поэтому возникает опасность отравления или попадания постороннего предмета в дыхательные пути. Если вы при этом будете просто отнимать эти предметы или просто ругать ребенка, она все равно попытается «обмануть» вас и добьется своего. Поэтому, заметив, что ребенок делает что-то недозволенное, лучше привлечь ее внимание к другой игры, а опасные предметы положить туда, куда она не сможет залезть.

Хотя в некоторых случаях можно разрешить ребенку сделать то, что он хочет, чтобы ребенок сам почувствовал и понял, что то, что он делает, может причинить боль. (Например, малыш нашел коробочку с иголками. Он перевернул ее и высыпал иглы на ковер. Затем он начал ладошкой разгребать кучку этих игл и укололся. На лице, обращенном в сторону мамы, - боль и удивление. Мама к этому объясняла ему, что иглы могут уколоть ручку, а теперь повторила то же самое. После этого малыш прекратило касаться этой коробочки: травма незначительная, однако насколько поучительно!).

оценить материал:
(0 оценок)

Добавить комментарий


Мы рекомендуем

Это интересно

загрузка...